Психоанализ

«ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА: процедуры и клинический процесс»

Фотография: Балинт Аловитш

Необходимость и цели курса

Обучение технологиям психоанализа обусловлено целым рядом обстоятельств. Помимо профессиональной важности,это – наименьшая,по сравнению с психоаналитической теорией, изученность вопросов технологии психоанализа.Ей посвящены, преимущественно, статьи и лишь небольшое число книг. В учебных курсах по психоанализу технологии уделяется также сравнительно немного места.

Отчасти, потому, что психоанализ – это профессия одиночек, и аналитики не всегда стремятся представить свои методы на обозрение коллегам из различных опасений, в т.ч., отрицающей критики коллег; а, кроме того, многие проблемы аналитической психотерапии обсуждаются в достаточно узких кругах специалистов. Что нередко приводит, с одной стороны, к определенной разноголосице в понимании психоаналитической технологии, с другой – к забвению несомненных открытий, могущих значительно продвинуть психотерапию и теорию психоанализа.   

Данный курс основан на новейшей литературе по практике мирового психоанализа. Он обязательно включает работу с клиническим материалом и моделирование терапевтических ситуаций. 

Курс состоит из двух основных частей.В первой части – техника рассматривается в контексте процедур,во второй – как терапевтический процесс.

Кроме того,первая часть курса, посвященная процедурам анализа, основана, помимо классических теорий психоанализа (главным образом, личности),на его новейших  темах и модификациях психоаналитической теории (в частности,феноменологии психоанализа: сознания,жизненного мира,нейропсихоанализа; теорий развития и жизненного цикла и др.).

Вторая часть,относящаяся к процессу психотерапии, также включает вопросы современного психоаналитического понимания психопатологии (неврозы,пограничные состояния,психозы, характерологические нарушения,сексуальные проблемы, аддикции(зависимости),психосоматика, психическая травма и т.д.).

И,наконец,специальное внимание будет уделяться техническим новациям  современного психоанализа.

Курс предполагает  также  усовершенствование - в ходе изучения аналитических технологий – знаний слушателей в области теории психоанализа временного психоанализа в области детской психоаналитической психотерапии. 

 

Темы курса

     Техника как процедура анализа(I часть курса).

Созданные З.Фрейдом психоанализ и психоаналитическая психотерапия (прежде всего, работа с бессознательным анализанда) немыслимы без специальных процедур: слушания,вопрошания,конфронтации,прояснения,свободных ассоциаций,интерпретаций, анализирования сопротивления (контрсопротивления),переноса (контрпереноса), а также некоторых др.,включая непсихоаналитические приемы психотерапии: внушение,манипулирование и т.д.

Примечателен факт, что многие открытия в области психики были сделаны Фрейдом и его последователями с помощью психоаналитической технологии. А в наши дни она нашла широкое применение не только в терапии (в т.ч., непсихоаналитической),но также в педагогике, менеджменте, маркетинге, паблик рилейшнз,политологии,культурологии,истории,социологии,литературе,искусствознании,кинематографе и т.д. т.д.

    Техника как процесс психотерапии(II часть курса).

Разумеется, процедуры психоанализа имеют первоочередное значение для психотерапии как клинического процесса, т.е. особой деятельности, направленной на изменение, облегчение, восстановление проблемного, нарушенного и даже патологического состояния человеческой психики.

Этот процесс также предполагает собственную технологию создание терапевтом аналитической ситуации и диагностики в рамках т.н. терапевтического сеттинга как специфического порядка проведения психоаналитической (и не только) терапии, благоприятными для анализанда условиями физической и психологической безопасности.

Планирование стадий психоаналитической терапии, аналитическая работа с сопутствующими стадиям состояниями пациентов (негативные терапевтические реакции клиентов, их отреагированием и отыгрыванием и др.) и,наконец, проработкой.

ЗАПИСАТЬСЯ

 

«ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА»

Необходимость и цели курса

Психическая травма (психический травматизм) – не просто дань клинической моде, но род психопатологии наших дней, несомненно, эпидемиологического характера. Аффект и психическая травма в качестве тем 41 и 46 конгрессов МПА(IPA).

Р. Мэй: «Когда культура бьется в конвульсиях переходного периода, индивидуумы в обществе страдают от чувства духовного и эмоционального крушения». Делинквентное поведение в обществе: наркомания, алкоголизм, табакокурение и другие виды аддитивного (зависимого) поведения, проституция, экстремизм. Перверсивные установки личности, маргинальных общественных групп (в т.ч., криминальных) и массовой культуры. Распространение в современном  российском обществе страхов смерти и терроризма. «Тревожащие странности» (З.Фрейд): неожиданное возвращение вытесненных паттернов прошлого (семейных, родовых, социокультурных) в мышлении и поведении индивидов и групп.

В этой связи, существует необходимость знакомства студентов с развитием и современным состоянием психоаналитического учения о психической травме, обучение их анализу травматических ситуаций, разбору клинических случаев, представление опыта психокоррекционной и психотерапевтической работы с травматизированными пациентами/клиентами; предполагается также использовать патографический текстовой и видеоматериалы.

   Темы курса

  • Психическая травма как нозологический феномен. Психиатрическая (медикаментозная) и гуманитарная парадигмы в понимании травмы.    Из истории психоаналитических учений о травме. Ранняя и поздняя версии психической травмы у З.Фрейда. Травма и принцип удовольствия. ПТСР как разновидность травмы.«Травма рождения» О.Ранка и ее оценка Фрейдом. Значение трудов Ш.Ференци, М.Кляйн, А.Фрейд, Д.Винникота, Х.Когута, В.Биона, В.Франкла, О.Кернберга. Д.Кристалла, Д.Калшеда и др. зарубежных авторов, а также классической монографии М.М.Решетникова для развития теории и практики психоанализа травмы. Нарциссическая версия психической травмы. Травма в свете клинической социологии и психоистории ( Л.де Моз).
  • Психическая травма и стресс. Внешние и внутренние стимулы и разрушение «стимульного барьера». Роль внезапности и аккумуляция стрессов. Особое значение «непереносимых представлений» (З.Фрейд). Патогенные воспоминания и фантазии в развитии травматических состояний. «Экономика» и «энергетика» травмы. Конституциональная склонность  и личностная предрасположенность к травме. Соматические эквиваленты травмы.   Сходство и различие в понимании травмы в работах аналитических психологов (диссоциации, мифологические конструкты и архетипы и «ядерный комплекс» травматических состояний; встречи с «нуминозным»).
  • Невротическая симптоматика, травматическое состояние и «травматический невроз». От страха к «тревожно-фобическим» синдромам. Когнитивные,эмотивные  и поведенческие аспекты травмированной психики. Патологические защиты при травме, архаическое мышление, навязчивое воспроизведение травматических ситуаций. Проблемы вытеснения и роль супер-эго. Возвращение подавленного. Травматическое состояние и «травматический невроз». Резервы личности и противодействие травме. Травма и самоисцеление, «усиление Я»,  совершенствование адаптации и ускорение психического развития.
  • Механизмы патогенеза и психосоматических расстройств. Ресоматизация как последствие психической травмы. Интроективная идентификация – энергетически-аффективного «вбирания вовнутрь» и приобретения - соматических, даже болезненных признаков каких-то реальных или воображаемых ситуаций (объектов). От З.Фрейда к Х. Когуту: вторичный нарциссизм и деструкция Самости (в результате психических травм) как коммуникативно-вербальный коллапс (алекситимия) личности, регрессия  к раннему этапу сигнальной коммуникации. Моторно-экспрессивные и физиологические эквиваленты нарциссической патологии. Аддиктивные последствия травмы: патологическая защита и воспроизведение травматических ситуаций.
  • Основные постфрейдовские версии психотравматизации.   Диадические структуры и преследующие (внутренние) объекты на доэдипальных этапах («плохая грудь», от инстинкта смерти к параноидно-шизоидной и депрессивной позициям М.Кляйн;  «внутренний вредитель» Р. Фэйрберна) и роль структур супер-эго (В. Бион). Неудача материнских стратегий (Д.Винникот) и фрагментация Я (О.Кернберг).Травма и смыслы (В.Франкл). Групповые фантазии, регрессии и психотические инсайты (в т.ч., т.н. «революционный невроз») как случай ПТСР в контексте социума (Л. Де Моз, др.). Школа «семейной истории» и концепция «трансгенерационной передачи травм» (А.Шутценбергер, В.де Гольжак).

ЗАПИСАТЬСЯ

 

СОЗНАНИЕ И ПСИХОАНАЛИЗ

Необходимость и цели курса

За прошедшие первые сто лет существования психоанализа категория «сознания»  не относилась к числу приоритетных,хотя терапевтическая практика предполагает расширение именно сознательной сферы пациента. Однако интерес современных западных аналитиков современности (М.Солмс,Д.Кафка, Б.Баарс,Л.Бракел,Н.Хамфри,Ф.Левин,Д.Зингер,М.Велманс, Б.Опатов,С.Ахтар и др.) к описанию функций сознания коррелирует с выводами специалистов об эпидемических процессах психопатологических расстройств  двух последних десятилетий, связанных,по преимуществу, с устойчивым ростом тяжелых – психотических расстройств, посягающих на главный атрибут  человечества – его способность быть субъектом (целеполагать,анализировать и планировать собственную деятельность, быть эмпатичным, конгруэнтным и ответственным, принимать разумные решения).Развитие нейропсихоанализа и применение в психоанализе феноменологических,экзистенциальных подходов (в основе которых лежит категория «сознания») позволили значительно углубить психоаналитическое знание и усилить эффективность аналитической психотерапии.

Темы

Оценка З.Фрейдом сознания в топографической теории как несущностного качества психики,процесса восприятия,поверхностного по отношению к психическому аппарату, вторичный характер сознания, а также его гипотеза о временном характере сознания и его связи  с системой Я (Ich) в значении личности.

  • Разработка концепции сознания в юнгианском и экзистенциальном психоанализе.
  • Сознание как рефлексивное ядро личности,ответственное за креативность воображения и мышления.
  • Сознание и самосознание,дуальность самосознания. Многослойность сознания, «первичное» и «рефлексивное» сознание.
  • Неотделимая связь сознания аффекта и желания. Сознание и  навязчивость, ритуальное поведение.
  • Сознание как одно из целостных состояний психики (наряду со сном, комой и амнезией), измененные состояния сознания (деперсонализия,дереализация) и работа с ними в терапии.
  • Концепции сознания в аналитической философии, понятия «квалиа» и «зомби».
  • Нейропсихоанализ сознания и психосоматическая проблематика.
  • Психоанализ и коррекция сознания пациента в терапевтическом процессе.

ЗАПИСАТЬСЯ