Правильное взросление или что такое сепарация?

Для начала надо сказать, что такое сепарация? Сепарация — это хорошо сформированный навык отделиться от родителей, распоряжаться своей жизнью, самому делать выбор и нести ответственность за себя и свои поступки. Это если в целом и коротко. Есть очень хорошее выражение известного психотерапевта Ирвина Ялома : «Главная задача хорошего родителя — помочь ребенку уйти из дома». Оно очень ярко и в одной фразе показывает, что своевременное «отделение» ребенка от родителей только ему на благо.

В своем развитии человек несколько раз проходит этап сепарации от родителей:

1. В период с 6 мес до 1 года, когда начинает ползать, а затем самостоятельно ходить, дотягиваться до игрушек, тянуть на себя предметы и т.д. Задача мамы — не мешать, не пытаться «помочь» в том, что ребенок может сделать сам (есть из ложки, не подавать игрушки).

2. В 3 года — кризис «самости» или «Я сам» - ребенок начинает осознавать себя, как личность, знает, что хочет, желает делать всё сам. Задача мамы не препятствовать и не предвосхищать событий и результатов детских порывов сделать что-либо самостоятельно, исключить фразы типа «давай я сама», «у тебя не получится», «ты еще маленький», «что ты возишься?» и т.д.

3. От 7 до 11 лет — период начальной школы - ребенок входит в социум, еще больше отдаляется от родителей, его главной задачей является учебная деятельность. Задача родителей здесь - не вмешательство в этот процесс: не собирать портфель, не делать уроки за ребенка, а только направлять, рекомендовать, разговаривать, поддерживать.

4. От 13 до 18 лет — подростковый возраст — наверное будет не лишним еще раз отметить этот один из самых сложных этапов в развитии человека и период его сепарации от родителей. Это время самоидентификации, предъявления своих позиций и своего мнения. Задача мам и пап уважать ребенка, не подавлять его, не вступать в конфликты, считаться с его мнением, соблюдать его физические и психологические границы. Важно отметить, что сепарация тоже бывает разной: физической, эмоциональной, материальной, функциональной и т.д. И если человек (ребенок) все этапы своей сепарации прошел более или менее благоприятно, то к 18 годам она завершается и можно сказать, что ребенок повзрослел и приобрел независимость. Часто сепарация бывает незавершенной, не закрытой. Это может происходить по нескольким причинам:  ребенок испытывает определенные чувства к родителям (страх перед ними, чувство вины)  родители ввиду собственных проблем не позволяют ребенку сепарироваться от них  родительский невроз и полное взятие ответственности за жизнь ребенка на себя  авторитарно-деспотичный стиль воспитания в семье Как понять, что человек не сепарировался от родителей?  Опять же сильные чувства по отношению к родителям (злость, досада, гнев)  Ожидание от родителей, что они признают свою вину, извиняться и станут исправлять ошибки прошлого  Сильная нужда в родителях (при первом же случае человек звонит маме/папе, советуется, просит разрешения). Боязнь, страх сделать что-либо не так  Желание физически сильно отдалиться от родителей (уехать в другой город), чтобы заменить этим психологическую неудачу сепарированности.

Причины несостоявшейся сепарации детей с позиции родителей: 

  • страх потери контроля и власти 
  • страх нарушения собственной безопасности 
  • собственная нереализованность 
  • повышенная тревожность 
  • невроз родительства 
  • неуверенность в себе 
  • страх одиночества

И в конце мне бы хотелось сказать о том, что здоровая сепарация человека это не только про самостоятельность и отдельность исключительно от родителей. Здоровая сепарированность человека это когда: 

  • Вы умеете отказывать! Вы говорите «НЕТ» и соглашаетесь не из чувства вины, а когда это действительно обусловлено вашим внутренним выбором; 
  • Вы можете сами заботиться о себе, не ожидая этого от другого взрослого, который возьмет ответственность на себя; 
  • Вы умеете быть наедине с собой, не ощущая ненужность, одиночество, отвергнутость, брошенность и тревогу; 
  • Вы понимаете чего именно хотите и не хотите, осознаёте как вам нравится и не нравится, что - ваше, а что - не ваше, что вам подходит, а что не подходит совершенно, умеете выбирать, потому, что вы так чувствуете; 
  • Вы умеете выдерживать чужие чувства, например: агрессию, недовольства и это не заставляет вас менять свое мнение и делать то, что вы не хотите, вас это не пугает; 
  • В отношениях вы можете смело заявлять о том, что вас не устраивает, задевает, раздражает и беспокоит, при этом не подстраиваясь под настроение других людей и не боясь их расстроить, не боясь того, что отношения могут прерваться; 
  • Вы можете менять свою жизнь в нужном для вас направлении и рисковать совершить поступки ради своих желаний и мечты! Самое главное помнить!

Только психологически здоровая личность может воспитать психически здорового ребенка, если родитель уравновешен, стабилен, четко знает чего хочет, живет полной и счастливой жизнью взрослого человека, то он сможет обеспечить своему ребенку благоприятное развитие и вырастит из него самостоятельную и здоровую личность. Желаю удачи!